Сегодня нефтегазовый сектор, как и большинство отраслей промышленности, сталкивается с дефицитом кадров. Молодые специалисты все чаще выбирают IT или финтех, считая их сегодня более перспективными с точки зрения карьеры, заработка и условий труда. А выпускники профильных вузов и технических колледжей не готовы к работе в реальных условиях и нуждаются в обязательном практическом обучении до попадания на реальный производственный объект.
С необходимостью модернизации системы подготовки кадров столкнулась и буровая компания АЗИЯ ДРИЛЛИНГ (ГК Нефтьсервисхолдинг), работающая в сфере строительства сложных нефтегазовых скважин. За шесть лет компания увеличила штат более чем в 2,5 раза — до 2 800 человек. Высокий уровень текучести, недостаточная квалификация сотрудников, как следствие, вероятность наступления аварийных ситуации и увеличение непроизводительного времени – те риски, с которыми необходимо было работать здесь и сейчас. Традиционные методы обучения персонала в данных условия показывали недостаточную эффективность: не позволяли оперативно формировать навыки работы в условиях реального производства, не говоря уже о подготовке к аварийным ситуациям, где цена ошибки может привести к необратимым последствиям.
В текущей ситуации главной задачей компании в области производственной безопасности стала переработка бизнес–процессов обучения персонала и создание такой системы обучения, которая дает не только теоретические знания, но и формирует практические навыки максимально быстро и эффективно.
Цифровой тренажёр
В процессе поиска решения по усовершенствованию бизнес-процесса обучения были сформированы технические и экономические критерии оценки, всесторонне изучен портрет сотрудника, а также выявлены наиболее высокорисковые виды работ: работы на высоте (РВ) и погрузочно-разгрузочные работы (ПРР). Специалисты компании рассмотрели различные варианты доступных и известных сегодня решений, включая использование VR и 3D симуляторов. Выбор был сделан в пользу цифрового тренажера, так как он отвечал ключевым критериям: доступность, простота использования, эффективность обучения, а также минимальное использование рабочей зоны. Тренажер можно использовать в полевых условиях буровой площадки, в вагонах-офисах, и сегодня каждый сотрудник вахты имеет возможность пройти обучение прямо на рабочем месте.
Главной целью бизнес – процесса проведения теоретических и практических тренингов в области ПБ является повышение компетенции работников в области производственной безопасности.«Цифровой тренажер» стал частью данного сквозного бизнес – процесса, которая решает несколько важных задач:
- Обучение на виртуальных моделях производственных объектов и ситуаций.
- Обеспечивает непрерывный контроль и повышение уровня знаний и навыков в области ПБ.
- Повышает качества подготовки работников, занятых ведением технологического процесса и эксплуатацией оборудования.
- Снижает вероятности возникновения аварийных ситуаций из-за человеческого фактора.
Внедрение в процесс обучения персонала цифрового тренажера — это инвестиция в безопасность и эффективность работы. Проектной командой был проведен расчет экономической эффективности проекта, и в процессе расчета была подтверждена гипотеза, что благодаря тренажеру затраты на обучение будут снижены, что является дополнительным и значимым фактором после главной задачи — предотвратить несчастные случаи и аварии на производстве.
Реализация проекта началась с анализа системы безопасности. Это позволило выявить слабые места и определить направления для доработки. Затем была разработана дорожная карта проекта: от выбора подрядчика до запуска системы.
Цифровой тренажёр был бесшовно интегрирован в бизнес-процесс обучения, в рамках которого сегодня сотрудники на первом этапе изучают теорию и локальные нормативные документы в учебном центре. Затем переходят к практическим тренировкам на тренажёре, где имитируются реальные производственные ситуации. Завершающий этап — отработка навыков на реальных объектах.
Автоматизация процесса
Организация процесса обучения на тренажере автоматизирована: сотрудники получают уведомления о необходимости прохождения тренинга, затем они проходят курсы обучения с помощью подсказок системы, и в конце сдают итоговый экзамен. Уведомления об итогах прохождения обучения и допуск к следующему этапу также происходит в рамках преднастроенной системы.
Цифровой тренажёр включает в себя два ключевых модуля обучения:
- Погрузочно-разгрузочные работы. Здесь сотрудники учатся использовать оборудование, браковать канаты и выполнять строповку грузов. Завершается блок экзаменом.
- Работа на высоте. Тренажёр моделирует использование СИЗ, подъём и спуск по лестницам. Нарушение правил безопасности приводит к симуляции негативных последствий, что помогает закрепить правильные действия в сложных производственных ситуация. Блок также завершается экзаменом.
Результаты внедрения
Внедрение цифрового тренажёра в сквозной бизнес – процесс проведения теоретических и практических тренингов в области ПБ привело к значительному улучшению безопасности на производственных объектах, а также увеличению уровня знаний сотрудников в области ПБ. По итогам мероприятий непроизводительное время, связанное с нарушениями требований работ на высоте и погрузо-разгрузочных работ, снизилось на 92%; успешное прохождение обучения выросло более чем в 3,5 раза; результат по проблемным зонам паспортов «Работа на высоте» и «ГРУЗ» барьеров Каркаса Безопасности вырос на 42% и составил 90%.
Цифровой тренажер стал не только решением текущих задач, но и долгосрочной инвестицией в развитие компании. Обучение сотрудников стало быстрым, более доступным и эффективным. И главное — такой подход формирует устойчивую культуру безопасности и профессионализма у персонала, необходимую для дальнейшего развития компании и всей отрасли.
Материал опубликован на профильном портале IT-World